Министерство приняло решение о масштабном реформировании аспирантуры в вузах ввиду того, что только треть аспирантов доходит до этапа защиты диссертации. По итогам дискуссии с работающими в других странах российскими учёными ведомство также намерено отказаться и от педагогической практики в обязательном порядке. Представители научного сообщества поддержали необходимость внесения изменений в систему аспирантуры, но считают, что они не должны привести к чрезмерной регламентации.
Обсуждение проблем вузовской аспирантуры в России Минобрнауки РФ подняло в рамках форума «Будущее науки», проходящего в Казани. На мероприятии была подробно рассмотрена проблематика текущей системы. Собравшиеся отметили, что в отличие от предыдущей задачи аспирантуры, заключающейся в подготовке научно-педагогических кадров, в условиях современной ситуации возникла необходимость исключить педагогическую составляющую из аспирантуры. Кандидаты наук в наше время требуются не только в научных организациях, но и в госучреждениях, бизнесе и т.д.
Эксперты отметили наличие проблем уже на этапе поступления в аспирантуру, где сохранилась старая система на основе трёх экзаменов, без учёта результатов магистратуры.
Также имеются сложности на выпуске из аспирантуры, когда выпускник сдаёт госэкзамены, ориентированные больше на компетенции педагогического характера, и представляет научный доклад о своей исследовательской деятельности, в то время как защита диссертации обязательной не является.
Решение всех проблем системы аспирантуры в Минобрнауки видят в реализации комплексных изменений. Для них потребуется разработка механизмов, которые обеспечат непрерывный процесс образования. Представители министерства предлагают отменить обязательный список вступительных экзаменов и дать возможность образовательным организациям самостоятельно формировать перечень испытаний для поступающих в аспирантуру. Кроме того, чиновники настаивают на обязательном учёте результатов магистратуры, введении конкурса портфолио и обязательной защиты диссертации.
Однако некоторые учёные выступили в ходе обсуждения в поддержку педагогической составляющей, считая, что подобные навыки будут аспирантам полезными. В качестве примера они привели американские вузы-лидеры, в которых две трети математиков выбирают работу в научной сфере, а там им приходится работать со студентами. Некоторые учёные призвали к гибкости корректируемой системы, в которой педагогику преподавать всё же необходимо, но без излишней навязчивости.
Фото взято с сайта http://iufis.isuct.ru.